НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
 
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГРУППЫ
 
ДИСКОГРАФИЯ И МР3 АРХИВ
 
ТЕКСТЫ ПЕСЕН
 
КРИТИКА
 
ФОТКИ
 
ПРИКОЛЫ
 
КАВЕРВЕРСИИ
 
 
Гостевая книга
 
 

Rambler's Top100


Просьба к посетителям, если вдруг у кого нибудь сохранились старые номера журнала Rock FUZZ 1996-99, там в разделе ДЕМО были рецензии на первые 3 альбома Н.Х., хотелось бы их иметь.


КРИТИКА:

так об этом пишут газеты......

 

НОРМАЛЬНЫЙ ХОД, РЕБЯТА!

Нормальный Ход-открытие сезона 

«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»

ФЕСТИВАЛЬ «Невский Десант»

«Не гибнет ли рок лишаясь запрета?»

Кто есть кто в коломенском роке

"СТАКАН" ОТ "НОРМАЛЬНОГО ХОДА"

У "ХОДОВ" ВСЕ НОРМАЛЬНО

"НОРМАЛЬНЫЙ ХОД". РЕМИКС.


 

НОРМАЛЬНЫЙ ХОД, РЕБЯТА! 

Для меня открытием была коломенская группа «Нормальный ход». Шестеро интеллигентных парней исполняли свои песни на уровне лучших групп России. Серьезные по содержанию, прекрасные в музыкальном оформлении вещи покорили зал. Привлекает манера их исполнения: они не вульгарны, скромны, правда, может быть, чуть застенчивы на сцене. А какая у них аранжировка! И не заметить такую группу?  Поистине, это возможно только в Коломне. Группа «Нормальный ход» — это самородок, который требует дорогой оправы. У нее большие неиспользованные возможности, ребята ищут свой путь, не копируя и никому не подражая. Замечательный  вокал, виртуозная игра гитаристов — все это сулит им большое будущее. Где вы, коломенские господа меценаты?  Я не смог на концерте поговорить с ребятами из группы «Нормальный ход», и поэтому сейчас через газету хочу сказать им: «Так держать! У вас нормальный ход, ребята».  Ну а группа «Иероним Босх» — это действительно легенда. Это прошлое, будущего, на мой взгляд, у нее нет... Н. КОВАЛЕВ.


В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


Нормальный Ход-открытие сезона  

 

«Коломенская осень» — под этим названием в прошлую субботу прошел во Дворце культуры и спорта первый коломенский фестиваль популярной музыки. Судя по силе аплодисментов, публика не была разочарована. А организаторы? Слово Вадиму Кириченко:  

— Идею фестиваля популярной музыки, в котором участвовали бы интересные московские и подмосковные, в частности коломенские, группы, я вынашивал почти два года. Можно сказать, программа-минимум— проведение фестиваля — выполнена. Хотелось бы, чтобы фестиваль вылился в серию сольных. концертов, вышел на российский уровень, чтобы перспективные группы нашли спонсоров. 

На фестивале были представлены самые разные стили: эстрадная музыка, поп-рок, акустический (ленинградский) рок, грандж-фанк. 

—  А как, например, можно определить стиль, в котором играет наша группа «Нормальный ход»? Немыслимая вроде смесь рока и русской плясовой... Все их песни шли на «ура», и хлопали им, наверное, громче всех. 

— Ребята заслужили этот успех. Они никого не копируют. Песни у них достаточно оригинальные, с хорошей аранжировкой. 

Кстати, и московские музыканты отметили «Нормальный ход» и «Это». Чтобы «раскрутить» группу, нужны деньги, и немалые. У «Нормального хода» такого покровителя нет? 

— К сожалению, пока у них нет ни спонсора, ни продюсера... Будем надеяться, пока. По вопросам финансовой поддержки группы «Нормальный ход» можно звонить по телефону: 3-37-60. Спонсорам группы бесплатную рекламу в «Ять» гарантируем! 

 На снимке: солист группы  «Нормамный ход» А. Шкарин.


В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»

Накрытые крышкою, в душном горшке 

Кипели, кипели в крутом кипятке: 

«Сакурц». «Грим», «Изабелла», «Это», «Нормальный ход», А. Кустарев, В. Быков... 

Ох! Но суп из них оказался... увы! 

 

Использую детский стишок Ю. Тувима, чтобы дать представление о том, что творилось вечером 30 октября во Дворце культуры и спорта. «Суп» назывался марафоном «Коломенская осень». Афиши приглашали всех ««поклонников популярной музыки и дискотечных тусовок», соблазняя дискотекой после концерта. И всего 10 р. Поддавшись обаянию названия московской «Сакуры», таинственного, московского же «Ночного проспекта», обещанию участия привычно любимого «Адо» и родного «Нормального хода», мы пошли. 

Уже в дверях моя спутница начала лихорадочно оглядываться, близкая к обмороку, бормотать: «Куда мы попали, куда мы попали?». Не сказать, чтобы ее очень поразил интерьер — он знаком по предыдущим концертам. Зато на публику стоило посмотреть. Представьте себе юную диву (возраст колеблется от 12 до 16 лет), хрошенько расписанную всеми косметическими средствами, разодетую в пух и прах и равнодушно-небрежно надувающую пузыри из жвачки. Таков был основной контингент. Нет, были и постарше, и посолиднее, и с большим вкусом, мелькали и слегка ошарашенные физиономии пришедших явно на «Адо»... Билеты, думаю, были проданы все. 

Концерт опаздывал, как трамвай. Наконец, на сцене появился неувядаемый Сергей Барабанов. Бросив в зал пару улыбок и шуток, объявил, что некоторые московские гости задерживаются, и уступил место «Сакуре» во главе с Константином Михеевым. Англоязычная группа, воспитанная на «Дорз» с восточными мотивами, публике явно не понравилась. Почему — неясно. Может, слишком много незнакомых слов и совсем ничего о «слезах и губной помаде»? 

Потом на сцене явился Некто в волосах и в черной коже. Некто звался Андреем Кустаревым из Воскресенска, работающим в Москве. Основным его достоинством оказалось знакомство с С. Минаевым, С. Крыловым и сотрудничество с московской поэтессой Маргаритой Пушкиной. Пение же под фонограмму мало кого привлекает, 

Завершал первое отделение московский «Грим» и его руководитель Евгений «Джон» Лукьянов. Вот «Грим»—флейта и две гитары, классический акустический стиль —стоило послушать. И жаль, что организаторы концерта сочли, что для знакомства с ним трех песен вполне достаточно (как, впрочем, и для других участников). Однако описывавшаяся часть публики приняла холодно и это трио. 

Газета «Ять» (один иэ организаторов марафона) в антракте разыгрывала собственную полугодовую подписку и торт, что внесло некоторое оживление в среду зрителей. 

Второе, коломенское, отделение открыла «Изабелла» — нечто среднее между «Арией» и «Черным кофе». Народ к тому времени перекочевывал из зала в коридоры и курилки. «Изабеллу» сменил «Нормальный ход». Дискотечная тусовка скисла совсем, зато ожили те, кто не вписался в нее. 

.«Нормальный ход»—это как «С добрым утром!»— сказал потом Саша Шкарин, солист «Хода». Вообще, «НХ» — одна из наиболее популярных рок-групп Коломны, поэтому после трех песен она была затребована снова. Но не вышла. 

Концерт продолжил Валерий Быков, названный «патриархом коломенского рока». Почему рока— знает, наверное, только Барабанов, так представивший артиста. Зато теперь поклонники популярной музыки возрадовались и оттаяли душой. Думаю, что и Роман Володин со своей группой «Это» прозвучал в унисон с этим настроением. 

В заключение коломенские музыканты вышли на сцену, где им вручили подарки: от хрустальных ваз до той же подписки на «Ять» (ребята из Москвы отбыли еще до .начала второго отделения), а зрителям . было обьявлено, что «Адо» отсутствует по причине, болезни Андрея Горохова. По какой причине отсутствует «Ночной проспект», сказано не было. Конечно, «Адо» только выиграла, не выступив в таком «супе». Жаль только тех, кто, мягко говоря, не совсем довольным уходил, не соблазнившись дискотекой. Никого не виню и охотно верю, что у сидевшего в зале Горохова болело горло. Но для кого-то «Сакура», «Грим» и «Нормальный ход» спасли ситуацию. А для кого-то и нет. 

Мораль скучна, но необходима. Непонятно, зачем понадобилось притомлять «любителей популярной музыки» выступлением таких команд, как «Сакура» и «Грим» с одной стороны, или изводить другую часть такими, как Быков и «Это» — с другой.- «В одну телегу, — говорят, — впрячь не можно коня и трепетную лань». Порознь оба сойдут. Но вместе...

 Ольга ВИКТОРОВИЧ. 

На снимках: группа «Грим» (справа). «Нормальный ход». 

           Фото: Л. Авдеева.


В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


ФЕСТИВАЛЬ «НЕВСКИЙ ДЕСАНТ» 

У многих петербуржцев вызвал интерес фестиваль «Невский десант», который прошел 27-29 июня на пляже у Петропавловской крепости. Этот фестиваль был приурочен ко Дню молодежи, празднику, для нас пока еще новому. Устроители этой масштабной акции - беспрерывного 60 часового марафона - порадовали жителей города, пригласив в Петербург известных московских артистов и наших звезд. На открытой сцене фестиваля, расположенной прямо на пляже, выступили группы «Ва-Банк», «Воскресенье», «Чиж и К», «Сплин», «СТДК», «Крематорий», «Иванушки-international», певица Линда, профессор Лебединский, Алексей Вишня. Днем сцена предоставлялась молодым коллективам, играющим рок-н-ролл и тяжелый рок, вечером сцену заполняли звезды, а по ночам, под руководством известных петербургских и московских ди-джеев, царил рейв. 

Среди всех молодых команд резко выделился коллектив под названием «Нормальный Ход», который во второй день фестиваля играл на сцене в течение часа и зрители потом долго не отпускали музыкантов со сцены. После выступления я познакомился  и побеседовал с группой. Оказалось, что этот коллектив из города Коломна и существует уже более 10 лет. Долгое время ребята играли в Коломне в рок-н-роллмом ресторане, но потом ресторан стал коммерческим и группу «вышибли», однако коллектив не распался и даже записал два альбома: «Без особых причин» и «Вот». А сейчас, на правах уже группы со стажем, покоряет другие города. Солисты группы - Александр Шкарин и Александр Дорохин были очень обрадованы столь теплому приему питерских зрителей и выразили надежду еще не раз посетить наш город. Группа сообщила, что сейчас занята поисками продюсера, что не мешает ей работать над новым альбомом, А к своему выступлению на фестивале «Невский десант», несмотря на неожиданно большой успех, группа подошла критически, признав, что могла бы сыграть лучше... Ну что ж, как поется в песне группы «Кирпичи», которая была на сцене как раз в то время, когда я общался с группой «Нормальный Ход»: «Лучшее, конечно, впереди». 

На фестивале побывал Кирилл ЛЕВКИН 


В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


«Не гибнет ли рок лишаясь запрета?»

(А. Вознесенский)     

До города дальнего,

До города вольного 

Дорогой зеркальною

С сумою наполненной

Никто не дошел еще,

Никто не увидел свет,

Никто не познал его

За тысячу тысяч лет.

Ведь города такого нет.

«Социальный феномен», «воплии грохот», «современный фольклор», «особая энергетика», «молодежная субкультура» — награжденный такими определениями рок перевалил через свое тридцатилетие и бодренько семенит дальше.

Пройдя через подражание западным музыкантам, советский рок стал формой неприятия официального восторга трибун и провозглашаемого со сцен розового тумана и щенячьего радостного визга. За что, естественно, получил должное. И укрепился. Расцвел в подполье. Но запреты вдруг сняли. Рок-музыкантам дали стадионы и концертные залы, разрешили зарубежные гастроли, дали время в эфире ТВ и радио, газеты и журна­лы воспели гимны и дифирамбы прежде опальным. Подросший андеграунд возликовал и пошел на стадионы слушать Друзей и Учителей, некоторые из которых, с удовольствием украсились кто лаврами, кто «камуфляжными терновыми венцами». А следом за андеграундом, обгоняя его на ино­марках, на презентации альбомов, пластинок и дисков поспешали дамы в вечерних туалетах и госпо­да с золотообразными сигарами в надменных губах.

Кто-то будет улыбаться --

от улыбок веет холод,

и от глаз стеклянный холод,

и от рук струится холод...

Денежные тучки замелькали над головами вчерашних философов дворов и кухонь. «Человек слаб, — утешали себя поклонники рока. — И пожить им тоже хочется со вкусом. Чтоб как на Западе». И печально подсчитывали соб­ственные финансы. А потом с удивлением стали замечать, что за встречу с Единственно Любимым надо отдать никак не меньше, чем за встречу с Димой Маликовым или Наташей Королевой, а звук на концертах последних не в пример лучше.

Как ты очутился на тех берегах,

Где не зажигаются свечи в домах?..

Бродят    злобной   стаей  голодных

 волков

Алчные безумцы, хозяева снов,

И одна осталась из ветра стена,

За которой, светлой, живет тишина...

«Не гибнет ли рок, лишась запрета?» — задавалась вопросом часть слушателей, помнившая еще домашние концерты Башлачева, Гребенщикова, Науменко и иже с ними. Рок-мэтры журналистики горестно разводили руками, гово­рили о коммерциализации и срочно писали рок-энциклопедии, органи­зовывали рок-журналы, рок-газеты и престижные передачи на ТВ и радио. Ироничные журналисты, не связанные с роком, предла­гали в качестве эксперимента запретить Пушкина и Фета, а программными поэтами в школах ввести Шевчука и Кормильцева. Описывая результаты, развлека­лись кто как мог.

Когда-то один из музыкантов заявил, что за честность прощается практически все: и недоста­точно хорошие тексты, и недоста­точно хороший звук. Слабыми текстами наши рокеры никогда не страдали, со звуком тоже научи­лись управляться, даже в огромных залах. И тут выяснилось, что слушать эту идеальную музыку собирается не так уж много наро­да.

Будет лучше, если станет хуже.

Долго шли и быстро сели в лужу.

И сегодня, всех пуская в двери.

Ты молчишь и никому не веришь.

Незамысловатые малышки Лизы и Сэры в зеленых лосинах и на вишневых «девятках», а также их обаятельные друзья и подруги «на­найского», «комбинашечного» и других разнообразных про­исхождений с милой улыбкой вытеснили из молодых сердец последних героев, безобразных Эльз и Ванюш. Тогда рок разветвился. «Назад, в подвалы!» — провозгласили одни. В коммерческом русле остались другие. Третьи действуют по принципу «и хочется, и колется».

Большие деньги, куча сходящих с ума поклонниц, зарубежные га­строли, престижные передачи и журналы — идеал создан. И по­ставлен перед «молодой шпаной», призванной «смести с лица земли» поколение 70—80-х. То, что она есть-есть-есть, сомнения не вызы­вает. Но способна ли она занять место укрепившихся и обороняю­щихся грандов рока? И нужно ли ей это место? Попробуем найти ответы в интервью с молодым музыкантом из поколения 90-х — с ЭДГАРОМ ГЕРМАНОМ, гитари­стом, вокалистом и автором части песен коломенской группы, изве­стной не только дома. Итак, «Нормальный ход». Кто они? Чего ждут и добиваются от жизни?

 

— Я закончил иняз и преподаю теперь в институте. Параллельно работаю переводчиком на одном государственном предприятии в Лу­ховицком районе. Паша Хоменко (скрипка) — студент музыкально-литературного факультета. Дима Калитин (бас-гитара) работает учи­телем, после истфака преподает музыку. Саша Шкарин (солист) работает в кооперативе, чего-то они там чинят. Саша Дорохин (гитара) не работает нигде. Сергей Иванов (ударные) — санитаром в больнице, после медучилища. Есть еще такой оператор, Сережа Филаретов, у него тоже что-то вроде индивидуальной деятельности.

— Как у вас с музыкальным образованием?

— У меня три класса музыкаль­ной школы, которую я успешно бросил, потому что все дети играют в футбол, а тебе какие-то пьесы учить нужно. Инструмент — фортепьяно, как обычно. Хотели на скрипку взять: пальцы, говорят, длинные. Я видел людей с более длинными пальцами, однако скрипа­чей из них тоже не получилось! Оказывается, это не самое главное,..

Потом я занимался у одного коломенского музыканта. Очень крутой, самый сильный, по-моему, джаз-музыкант в городе — Агарков Евгений Андреевич. Очень умный человек, очень многому может нау­чить,

— Когда вы собрались все вме­сте?

— Это началось года три назад. Калитин и Шкарин нашли где-то Дорохина, потом Иванова. И уже в этом составе пытались играть что-то в Новый год. Через месяц они вызвонили меня, предложили поиграть музыку, которая меня устраивала: это была никакая не попса, а вполне приличные вещи. Мы в таком соста­ве выступали, а потом у нас поя­вился скрипач, Паша. (Обычно он играл с другими музыкантами). Вот так это все и получилось: собрались все, играли, всем нравилось, кому больше, кому меньше.

— А название такое откуда?

— Ну, где-то полгода морочились с этим, даже как-то выступили с таким названием: «Мама мыла раму». Не очень удачно, конечно. А «Нормальный ход» — это один из любимых лозунгов Шкарина, что-то вроде выражения на сленге. Хотя у некоторых ассоциации с какими-то колесами, механизмами... почему-то. Вообще, это совершенно спонтанно придумалось и закрепилось, и теперь менять и не на что, да и незачем, наверное.

— Кто у вас пишет музыку, стихи?

— У нас нет таких: поэтов и музыкантов. Как правило, человек придумывает песню всю. Это Доро­хин в основном. Ну, и я тоже. Иногда придумываем вместе, но очень редко, т.е. у нас нет такого: Маккартни — Леннон. Вот он, например, приносит песню всю, а потом мы все вместе уже вносим корректировки, как правило в музыкальном плане: аранжировка, звучание. Можем даже полностью изменить все, но гармония все равно остается.

Я помню музыку: раз, два, три,

Я видел твой успех у них.

Они ласкали твою дверь —

 Ты   каждый  раз   вбивал   новый гвоздь.

— Если говорить о музыкальных пристрастиях, то...

— У нас сейчас очень правиль­ный, на мой взгляд, курс: люди ориентируются на то, чтобы приду­мать что-то такое, что никто ни­когда, нигде не слышал, т.е. что-то новое привнести. Нет такой четкой направленности, чтобы это звучало так же, как у «Машины времени», так же, как у Б.Г. Пока это нравится.

— А помимо собственной группы вы еще, наверное, что-нибудь слу­шаете?

— Конечно! Я, например, люблю очень много разной музыки. Класси­ку слушаю редко, если честно. Я люблю, у меня есть пластинки, но слушаю редко. Баха, Бетховена, конечно, Дебюсси, импрессиони­стов... В основном все-таки слушаю то, что называется роком, не ортодоксальным, равно как и орто­доксальным: «Джетро Тал», «Битлз». (Я еще не видел человека, который бы не слушал «Битлз»). Да, бывает, люди заявляют: «А, это ерунда!» Но обычно все это идет от того, что они уже переслушали. Без «Битлз» — никуда. Блюзовых музыкантов люблю, «Пинк Флойд», конечно, и всякие другие психоделические и арт-роковые группы.

— А эстраду?

— Как правило, нет. Не знаю, я считаю, что в музыкальном плане, равно как и в плане стихоплетства, это совершенно неинтересно. Мне лично. Ну, если кому-то интересно

ради Бога, если им нравится то, что они делают, если им за это дают деньги... У нас же демократия.

— Что для вас музыка: увлече­ние, способ самовыражения?

— Скорее всего, способ самовы­ражения. В чем еще выразиться?

— Вы работаете. Целых две работы - это только способ заработать деньги?

— В   институте  —   нет. Здесь работаю исключительно ради общения с людьми. Мне интересно. Потом, когда общаешься, сам что-то приобретаешь. Есть такой постулат, что учиться лучше всего, будучи учителем, а не учащимся. Ну, а музыка - наверное, способ выражения своего внутреннего мира, своих воззрений на жизнь. У каждого человека есть свой угол, где вся жизнь его происходит вокруг него, каждому свойственен какой-то субъективизм, своя система ценностей. А навязывать все это другим как-то... нехорошо, нескромно. Иногда бывают такие песни, даже у Макаревича, в которых начинают учить людей открытым текстом: «как вам не стыдно! уберите руки!» Т.е. он знает, он видит, что кто-то там живет не так - значит, надо научить, не как-то подспудно, а напрямую. Такие дидактического плана песни меня лично раздражают.

Что твой полет?

Да лишь удар головой о

каменные небеса... 

Каким же ты стал тогда?

Да просто таким, каким и был

 всегда.

— Рок возник как форма протеста. Сейчас...

—А против чего сейчас протестовать? Всем все можно, можно больше, чем когда бы то ни было, хоть кричи ты матом со сцены.

— Ну а «Рок против террора» или выступление Шевчука в Чечне?

— Не знаю, по-моему, это популизм, простой популизм. Человек съездил... «Вот я был в Чечне!» Он, кстати, как-то оправдывался по радио, почему он туда поехал: просто поехал к «нашим ребятам», а без гитары не пустили... В свое время он был действительно крутым, протестовал, его запрещали, притесняли, а сейчас... Спад творчества, какие-то полукоммерческие веши...

— Чем сейчас группа занимается?

— Надо сводить новый альбом, надо ехать в Москву.

— Почему именно в Москве?

— Потому что в Коломне нет студий хороших, даже не хороших, а просто нормальных.

— О концертах ваших в Москве расскажите. Как вы туда попали?

— В основном  через Лешу Заева (есть такая группа «Х.З.»). Сначала мы выступали с ним, играли его вещи в клубе «Не бей копытом» в качестве разогревающей группы перед Сукачевым и Скляром. Потом мы выступали в клубе «Мэд Макс» где-то на юго-западе. Было еще несколько приглашений, но они пока не состоялись, потому что надо сделать сначала хороший альбом, а уж потом... Но нам не хватает человека, который жил бы в Москве и всем этим занимался, не хватает денег.

— Если сравнить все города, где вы выступали — столичные и окре­стные, — где вас лучше принимают?

— В Коломне нас. всегда хорошо принимают. Хотя, как правило, люди требуют то, что им уже известно, в этом конфликт музыканта со слушателем: обычно музыкант хочет исполнять что-то новое, что он вот только придумал, что ему нравится, что он считает гениальным, а публи­ке хочется что-нибудь такое, что уже надоело музыкантам, знакомое, что­бы попеть, попрыгать.

— А в Москве?

—Нормально, всем понравилось. Мы уже договорились с продюсером, чтобы выступать каждый месяц, но дело в том, что клуб закрыли. И на этом все закончилось. А вообще — нормально. И только исходя из этого мы до сих пор еще чем-то занима­емся, что-то делаем.

Там, за той рекой, там, за той горой.

Спрятан голос твой, спрятан твой покой,

Руки белые вертят стрелами

Только вдаль пустить не сумели

их..

— Если вам дать хорошую рекламу, раскрутку, как вы думаете, вы смогли бы собирать залы концертные?

— Нет, ну залы концертные сейчас, не собирает никто, не считая попсовых групп. Вообще, стади­онные концерты (может, это и лучше) сейчас уже отходят, привле­кает всех более интимная обста­новка. А популярность... Главное — найти какую-то свою нишу, занять ее, свою аудиторию найти.

— Вы ее нашли?

— Ну, пока нет. В масштабах Коломны есть человек 150-200, кото­рым нравится. Это все-таки зависит и от денег: хотя бы на радио, телевидении, чтобы делать записи, фирменные кассеты. Конечно, если бы было достаточно вложено, то была бы и соответствующая отдача.

— Отдачи все-таки хочется? Не только для себя играть?

— Ну конечно!

— Вот так. И пусть каждый сам делает выводы. Мне же кажется, что, не интересуясь более глобаль­ными проблемами общества, фило­софии, человека, молодые музы­канты создают свой маленький ми­рок, куда не влезают ни философия, ни общественная жизнь, а влезают «я», «ты», ну, может, еще гипотети­ческий «он» и их ощущения. Осталь­ные не приглашаются: хотите — смотрите, не хотите — проходите, каждому свое.

О. ВИКТОРОВИЧ.

Тексты песен группы «Нормаль­ный ход» из альбома «Вот» 1994 г. Фото Ю. Имханицкого.

газета Грань N8 февраль 1996


В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


Кто есть кто в коломенском роке

 

Данным интервью мы открываем новую рубрику, в которой будем рассказывать о коломенских рок-группах и исполнителях. Начать же обзор мы решили с группы «Нормальный Ход». 

История этого коллектива началась в 1993 году с выступлений в кафе «Лига». Позже музыканты решили не расставаться,чтобы вместе реализовывать свои музыкальные идеи. На сегодняшний день группа состоит из шести человек: Эдгара Германа — гитарист, автор музыки и текстов, Александра Дорохина — гитарист. вокалист, автор музыки и текстов, Сергея Иванова — ударные, Дмитрия Калитина — бас-гитарист, Павла Хоменко — скрипач, Александра Шкарина — вокалист. Также помогают в работе на концертах Сергей Филаретов — вспомогательный вокал, звукооператор и Артур Никольский — звукооператор. 

Желая порадовать молодых читателей интересной информацией, мы тайно проникли на репетицию группы и задали музыкантам ряд вопросов. 

Корр.: Какова музыкальная концепция группы?

Дорохин: Мы не задумывались  над этим вопросом. Нам интересно играть вместе. И пока это так. будем держаться. 

Корр.: Как изменилась ваша музыка за три года? 

Дорохин: Сейчас музыка стала более жесткой. Просто тянет в эту сторону. 

Корр.: Какую музыку вы слушаете?

Герман: Френка Заппу, «Пинк Флойд», «Кинг Кримсон», блюзовых музыкантов. Из новых — «Радиохэд». 

Дорохин:«Лед Зеппелин» и «Нирвану». Корр.: А из коломенских? Дорохин: «Иероним Босх» и задорных ребят из «Брокен Боттлз Бэнд». 

Корр.:   Некоторые считают главным недостатком русского рока- приоритет текстов над музыкой. Как вы относитесь к этому утверждению? 

Норм. Ход: Замечательно. Мы считаем, что русский рок продолжает традиции наших бардов, где главное внимание уделяется текстам. Хотя сейчас стали модными смешные группы типа «Манго-Манго», «Ногу Свело», мы думаем, что это ненадолго. 

Корр.: Вы два раза выступали  в   Москве. Как оцениваете концерты?

Норм. Ход.: Первый раз мы выступали в клубе «Не бей копытом», как аккомпанирующий состав Алексея Заева. А второй раз — в клубе «Мэд Макс», где дали собственный концерт. Минусом первого концерта было то, что мы выступали как разогревающие перед «Неприкасаемыми», поэтому публика ждала их. На втором концерте были наши поклонники из Коломны, поэтому встречены мы были хорошо. 

Корр.: Каковы ваши литературные вкусы? 

Дорохин: Очень люблю Уильяма Берроуза с его «Голым завтраком ». 

Герман: Я — произведения Хулио Кортасара и Курта Вонегута.

Корр.: Как вы относитесь к претензиям на золото Трои со стороны Германии и Турции?

Герман: Пусть берут!  

Дорохин: Сначала пусть докажут!

Корр.: Не думали ли вы о том, чтобы написать книгу?

Дорохин: Хожу и думаю — написать бы книгу.

Герман: Каждый должен написать книгу!

Корр.: Какую песню считаете лучшей?

Норм.Ход: Лучшая песня впереди!

Скоро выйдет новый альбом Нормального Хода «Без особых причин». Мы прослушали этот альбом и считаем, что он лучший у группы, старые поклонники точно не будут разочарованы, и можно рассчитывать на появление новых.

МагниФография: «Нормальный Ход» 1993; «На шкафу» 1994; «Вот!» 1994; «Без особых причин» 1996.

Э. Герман — соло:, «Когда добрый Каспер вернется» 1993.

            Внеш. кор-ты «КП» А. 0траднов и М. Любичева.

 

 


В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


 

 

"СТАКАН" ОТ "НОРМАЛЬНОГО ХОДА"
ИСКРА.


К великой радости фанатов известной группы "Нормальный ход", после перерыва в несколько лет в Культурном центре "Лига" состоялся ее акустический концерт. Поводом для него послужил нежданный-негаданный приезд из Германии соло-гитариста Эдгара Германа.
Для коломенской рок-музыки "Нормальный ход" стал уже историей. А потому посмотреть на "живую легенду" пришло такое количество народу, что небольшой зал "Лиги" не смог вместить всех желающих.
Первой частью выступления группы стал проект гитариста Александра Дорохина. После чего ребята играли старые вещи 1993-95 гг, а публика подпевала музыкантам. Зал пришел в восторг от старых хитов "Стакан", "Эксперимент", "Остров" и т.д.
Когда собственные песни закончились и настала пора расходиться, фанаты не отпустили "Нормальный ход" со сцены. Тогда в ход пошли чужие композиции. Символичным стал финал концерта - ребята исполнили песню "Как прекрасен этот мир", как бы желая всем "peace, love and rock-n-roll". На том и разошлись.

29.08.2002

 

Оригинал: http://mosoblpress.ru/yat/show.shtml?d_id=413


В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


У "ХОДОВ" ВСЕ НОРМАЛЬНО

Нам всем давно за двадцать лет,
Еще лет двадцать - и...
"Крематорий"

Чего уж никто не ждал, так это концерта "Нормального хода". Но в очередной раз подтвердилась мудрость закона: умершим считается тот, кто не подает признаков существования в течение пяти лет. До пяти лет - без вести пропавший. Похороненный "Нормальный ход" явился в добром здравии спустя три года. И пусть все понимают, что Эдгар Герман снова уедет в размытую Рейном и Эльбой Германию и что следующего концерта придется ждать, может быть, еще три года - пусть... Перед нами были все те же "Ходы". Любой их концерт - праздник. Кто был на подобных мероприятиях году этак в 1994 - 96-м, не забыли, что это такое. А тут ощущение праздника появилось лишь минут за двадцать до конца концерта. Почему? Может, мы просто повзрослели, или отвыкли, или это оттого, что увидим все вновь ох как не скоро. Но это не важно. Важно, что люди вместе просто так не собираются. Что-то должно их собрать. Ведь не только пива попить пришли 10000 человек на презентацию "Черной метки" "Алисы". Их собрала музыка. В Коломне масштабы помельче. Было около 150 человек. За последние года четыре больше собрал лишь концерт в памяти Артура Мишина (в "Лиге" в прошлом году). Но туда людей вели другие побуждения. Народ почти перестал ходить на рок. А вот на "Нормальный ход" музыка привела многих. Даже тех, кто эти четыре года нигде не появлялся.

О ГРУППЕ

Группа "Нормальный ход"Все участники проекта - люди заслуженные и известные в коломенской тусовке. Эдгар ГЕРМАН (гитара, вокал), Александр ДОРОХИН (гитара, вокал), Александр ШКАРИН (перкуссия, вокал), Сергей СОКОЛОВ (бас, вокал), Максим КУЛЬША (перкуссия, бэк-вокал). Все-таки лучше "Ходов" в Коломне никто не играл и не играет. Даже близко. Дело не только в мастерстве. Пальцы по струнам у многих быстро бегают. А вот внести в песню полноту звука, выдать четкий драйв, создать атмосферу, пропитанную кайфом, - это уже удел немногих. У "Ходов" все было идеально и при этом не зализано до приторности. Шутка с песней "Как прекрасен это мир" - просто блеск! Пять минут - и публика ваша с потрохами. Учитесь! Писать об уровне игры даже не хочется. "Нормальный ход" есть "Нормальный ход". Ни развязности, ни эпатажа, ни скованности. Ребята знают себе цену и показывают, что их спокойствие и уверенность в себе подтверждены на все сто. Почему "Ход" еще в свое время не стал московской командой - для меня до сих пор загадка...

О КОНЦЕРТЕ

Первое отделение состояло из песен Дорохина в манере позднего "Нормального хода". Вещи тяжелые и по смыслу, и по форме. Но ваш покорный слуга, курящий раз в полчаса, давил на корню все требования организма о порции никотина. Оторваться было невозможно.
Песни Дорохина иногда слушать страшновато. Приходится сознавать, что ты айсберг, у которого "под водой все самое черное". И "Без особых причин" била по нервам так же, как 95-м, когда я впервые слушал этот альбом. Дорохин все-таки поэт, прекрасно показывающий порочный круг однообразия жизни простого незаметного человека. А за сарказмом - боль, бунт и готовность взорваться в любой момент.
Правда, с грустью подумалось, что спой подобное молодой музыкант, его вряд ли стали бы слушать. Немногие в Коломне любят серьезную, умную музыку. А Дорохин - это все-таки имя.
Второе отделение - просто фонтан счастья. "Когда утихнет ветер", "Малыш", "Я выпью водки", "Эксперимент" (который зал, уже окончательно расслабившись, подпевал музыкантам), "Птичка"… Тот самый "Ход" - первой, так сказать, формации. Накатили воспоминания, ностальгия... Музыкантов не хотелось отпускать со сцены. Дважды они выходили на бис. Первый раз, к безумному восторгу публики, спели "Стакан" - первый и единственный хит в Коломне (разве еще "трещинский" "Мороз" может потянуть на это звание). Тут уж действительно можно было прослезиться. Песня почти десятилетней выдержки - а подхватили все. Это уже класс. Вторым бисом (вновь "Как прекрасен это мир") ребята дали понять, что все закончилось. Музыкантов надо жалеть. Они и так подарили нам два с лишним часа честной игры и праздника. А те, вроде меня, кто поздновато это почувствовал, - сами виноваты.
На улице уже шел свой праздник: с песнями, пивом и пр. Лишь бы утреннее похмелье не заглушило радости повода. Подождем еще три года?.. Оно того стоит.

P.S. Прошу прощения у авторов, если неточно назвал песни.

МАКЕЙ

Оригинал:  http://liga.org.ru/paper/archive/200209/articles/3.html


 

 
"НОРМАЛЬНЫЙ ХОД". РЕМИКС.

 «Возьми граненый стакан, налей воды с родника…». Уж эти-то строчки многие знают точно. Они, похоже, уже стали легендой - их и барды поют, и любители рока. А когда-то их пела группа «Нормальный ход». Одна из, можно сказать, культовых коломенских групп. Правда, уже лет пять как о «Ходе» ни слуху ни духу. Но прошлой осенью на концерте в «Лиге» всплыл новый коллектив - «Пепелац и батисферы». А там - ба, знакомые все лица: Александр Шкарин, Александр Дорохин, а также лицо новое - Максим Кульша. С ними (двумя последними) я и встретилась, чтобы разузнать, что же такое происходит ныне с некогда любимцами публики.

– Кто чем сейчас занимается в новом коллективе?
Александр :
– А кто чем сможет!
– Кто добежит до гитары – тот хватает гитару?..
– Мы такие скромные люди… Великий барабанщик Кульша, великий гитарист Шкарин. И великий маг и волшебник - я!
Максим :
– Я на барабанах не играю. На перкуссии, на бонгах. Сейчас пересел на бас. А если серьезно, то все держится на Саше Дорохине. Стихи тоже пишет Саша. И еще есть такой замечательный человек - Игорь Радищев. Некоторые песни написаны на его стихи. Он приносил их - и как-то сразу видно было, что из них получатся песни. Правда, мы уже месяца 3-4 не репетируем…
А. :
– Хотя все равно мы живы и в любое время можем сыграть любую музыку, от классической до космической.
– На гитарах? Классику?
– Все что угодно, даже Бетховена и Вагнера. И, что самое интересное, получается.
– Александры - это то, что осталось от «Нормального хода»?
– Много всего было с тех пор. Я, например, играл с другими людьми. Да и «Ход» не исчез: Гарик (Герман, один из прежних участников группы, живущий ныне в Германии - О.В.) приезжает – «НХ» появляется. Только по-другому - хулиганим чуть-чуть. Гарик уезжает, «Ход» опять - раз, и в могилу. Воскрешение трупа какое-то…
– То есть без Гарика ход не нормальный…
– Со стороны получается так. Просто то, что было, уже неинтересно. Мы берем те старые песни, шерстим их немножечко и по-другому играем. Причем каждый раз по-новому. И таких вариантов огромное количество.
– Вы выступаете?
– Последний раз в «Лиге» осенью, когда Гарик приезжал. Кстати, очень хорошая атмосферка была. Пришли старые почитатели, которые хотели послушать «Ход». А услышали-то другое. И все по-разному реагировали. Мы не ориентируемся, в общем-то, на слушателя. Мы ориентируемся на себя, поскольку играем для того, чтобы получить удовольствие. Хотя мнение слушателей нас, конечно, тоже интересует. Как у Довлатова: мне все равно, хорошо или плохо обо мне пишут, я обижаюсь, когда не пишут. Мне лично радостно, когда людям нравится то, что мы делаем. Но я не обижаюсь на тех, кому не нравится. Я же тоже не все понимаю - Шекспира в оригинале, например. И это нормально.
– А Гарик в Германии продолжает музицировать?
– А как же! Там он стал заядлым ковбоем, играет кантри в разных немецких клубах. И приезжает раз в год к нам - просто отдохнуть от тяжелой жизни в Западной Европе. Побродяжничать. Поулыбаться.
- А вы бродяжничаете?
– Бродяжничаем.
– То есть?
– Ходим по городу, смеемся. Музыка - это ведь не самое главное. Главное - это дружба. Вот мы и гуляем. Наблюдаем за людьми, за природой.
– И как?
– Нравится. И кто все это придумал?!
– Чем же музыка «Пепелаца» отличается от «НХ»?
М.:
– Она абсолютно не похожа на «Нормальный ход». «Пепелац» - совсем другое. Мне кажется, даже стихи изменились. Ничего общего.
– Словами направленность выразить можно?
– Спонтанный взрыв патологического психоматериала!..
– Это ты прямо сейчас придумал или на бумажке записал и выучил?..
– Иными словами, музыка довольно жесткая. Сносящая голову, если можно так выразиться.
А.:
– Слушатели разбегаться начинают, когда такую музыку слышат. У них сначала голова улетает, а потом ноги. Шучу!
– Кстати, почему «Пепелац и батисферы»?
– Потому что общество, лишенное цветовой дифференциации штанов, просто не имеет смысла!
– То есть ваше творчество - гимн разноцветным штанам?
А.:
– Нет, это антигимн!
М.:
– Мне кажется, это не имеет никакого отношения…
А.:
– На самом деле у нас каждая песня - и частушка, и гимн!
– Вы записываетесь?
– Собираемся записываться всерьез. Возможно, очень скоро - на студии в Москве. Только новые песни. Дома уже записываться неинтересно - качество не то. Так мне кажется. Вот Макс молчит и улыбается. Ему все равно. Ему главное, чтобы все было приближено к трехаккордной гармонии частушек.
– Максим, ты действительно поклонник частушек?
М.:
– Нет, это он все шутит.
– У меня такое впечатление, что старые группы, которые вместе с «Ходом» когда-то играли или чуть раньше, плавно сошли на нет. Появились новые, молодые. Это что - веяние времени: пока молод, хочется быть на виду, тусоваться?..
А.:
– Ну, сейчас как раз все проявляются снова. Но молодость, конечно, намного активней, это не надо даже объяснять. Теперь мы лысые, старые. Спина болит… Если серьезно, то мы редко играем, потому что стараемся расти вглубь, а не во все стороны, как раньше. Не хочется делать некачественные концерты. Мы стараемся делать более тонкую музыку.
– Что, послушать вас вживую практически нельзя?
– Почему, мы обязательно соберем концерт, кого-нибудь еще даже пригласим. Может, уже весной.
– Если трезво взглянуть на собственное творчество: как оно, на уровне того, что вы признаете стандартами?
– У меня очень высокая планка. Такие люди, как Заппа, Фрипп, Сильвиан, Гэбриэл… Да, провокационный вопрос: тянем ли мы на мировые стандарты…
М.:
– Когда музыка достучалась до человека - тогда она достигла своей цели. Выгнала человека из сумбурного, обычного состояния.
А.:
– Мы не стараемся играть как кто-то. Если бы пытались играть как Джимми Хендрикс, тогда можно было бы сказать: да, вот теперь мы приблизились к его уровню! У нас этого нет. Это не претензия на мировое открытие, но просто мы делаем музыку по-своему, не банально.
Когда стало мне тепло,
Морозные ветры делись где-то,
Я встал и открыл окно,
И громко объявил, что наступило лето.
Вот все, что ты можешь один
Против холода льдин, человеческих
спин…
Ольга ВОРОНИНА.
Фото А. КЛИМОВИЧА.

 



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz